Как воспитать у ребенка правильное отношение к иконе?

Слово «εἰκόνα» (или «икона») в переводе с греческого языка означает «образ, изображение». Мы знаем, что догматическое почитание икон было сформулировано и утверждено на Седьмом Вселенском соборе в 787 г. в городе Никеи. С самого раннего времени православные христиане изображают на иконах Спасителя Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу, святых или же какое-то евангельское или церковно-историческое событие.

Для ребенка в Церкви едва ли не самым первым религиозным опытом является общение с иконой. Многие из нас с умилением могли видеть, как родители, внося дитя в храм, говорят ему, указывая на иконы: «Смотри, это Матерь Божия. Это Христос Спаситель», и поднимают малыша повыше, чтобы он смог дотянуться и поцеловать образ. Ребята возрастом постарше также любят прикладываться к иконам и самостоятельно ставить перед ними зажженные свечи. Рассматривая иконы, дети лучше усваивают евангельское повествование, гораздо быстрее, чем когда слушают чтение родителей или читают сами. Икона для ребенка – это все равно, что Библия в картинках.

Однако, ребенок – существо, еще не достигшее полноты развития. Вспомним, для апостола Павла слово «младенец», «младенчество» означало именно духовную незрелость: «Когда я был маленьким, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а когда стал мужем, то оставил младенческое» (1 Кор. 13,11). Поэтому для того, чтобы у ребенка общение со святыней было правильным, каждому православному родителю необходимо с младенчества обращать его внимание   на следующее:

1. Для чего пишется икона?

Все мы помним слова апостола Павла: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1Кор.13,12) и «…мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем» (1Кор.13,9). Преподобный Иоанн Дамаскин в своем защитительном слове против иконоборцев так объяснял необходимость икон: «… Бог, не желая, чтобы мы совершенно не знали того, что бестелесно, облек его формами, и фигурами, и образами, применительно к нашей природе; фигурами телесными, созерцаемыми при помощи невещественного зрения ума. И этому мы даем формы, и это изображаем»[1]. То есть, икона передает в контурах и красках то, что Священное Писание описывает словами, и изображение является символом на таких же правах, как и слово.

2. Мы не поклоняемся веществу, образующему икону, а посредством иконы почитаем того, кто на этой иконе изображен: «Честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному».

3. Нужно также помнить, что мы проводим различие между служебным поклонением (по-греч. – λατρεία) и почитанием (по-греч. – προσκυνήσεις). Служебное поклонение воздается только Богу. Неслужебное поклонение (или почитание) может относиться и к святым, и к святыням. Почитание основывается на том, что вещественное начало при определенных условиях может вмещать в себя божественные энергии, воспринимать сверхъестественные благодатные силы. В книге Деяний святых апостолов, например, апостол Лука пишет следующее: «На больных возлагали платки и опоясания с тела его [апостола Павла], и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19, 12). То есть, святые люди, святыни становятся как бы сосудами Божественной благодати. То же относится и к иконам. Через икону Господь посылает нам ту благодатную силу, которой всяческое добро умножается, а зло пресекается, исправляется и направляется к добрым последствиям. Поэтому отвергать почитание святых икон и других религиозных предметов, ссылаясь на вторую заповедь Ветхого Завета: «Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им», конечно, неправильно.

4. Прибегать к помощи святых изображений – благочестивая и спасительная традиция Церкви. В нашей истории многие иконы были названы чудотворными, потому, что Божественная благодать, исходящая от них спасала не одного, а многих с верою к ним прибегающих: семьи, группы людей, общества, целые народы и государства. Однако некоторые христиане поступают не совсем правильно, когда, например, говорят: «Эта икона особо сильная, её надо обязательно иметь в доме»; или «Икона «Нерушимая стена» оберегает дом от воров, а над входом надо обязательно поставить «Семистрельную» – она защищает», ведь таким образом подчеркивается, что именно эти иконы обладают какой-то своей особенной, мистической силой. Более того, в народе бытует суеверие о так называемых «намоленных» иконах, которые, по словам некоторых людей, сами по себе имеют целительную силу, однако при этом совершенно забывается, что далеко не все молящиеся перед чудотворной иконой получают помощь и исцеление: «По вере вашей да будет вам» (Мф.9, 29).

5. Также детям очень важно правильно объяснять, что мы имеем ввиду, когда говорим – икона Пресвятой Богородицы Казанская (или Владимирская, или Иверская и т.д.). Божия Матерь – Пресвятая Дева Мария – в Священном Писании и в Священном Предании известна только одна. А вот обретение ее образа может быть связано с какой-то определенной местностью (например, в городе Казани, Владимире, Смоленске и др.) или с каким-то историческим событием (например, в главном алтаре Киевского Софийского собора находится образ Пресвятой Богородицы, который в продолжение восьми веков (840 лет) оставался неповрежденным, и, вероятно, из-за этого получил название «Нерушимая Стена»). Поэтому, показывая ребенку икону Богородицы, следует говорить правильно: «Казанский образ (Владимирский, Иверский и др.) Божией Матери» или икона Божией Матери «Казанская».

6. И, наконец, каждый христианин должен знать, как правильно молиться перед иконой. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, великий русский молитвенник, писал об этом следующее: «Сегодня я усомнился, конечно, потому, что подстрекал лукавый, насчет одного оборота в одной молитве, а именно: «Един имаши власть оставляти грехи молитвами пречистыя Твоея Матере и всех святых» Я думал: «Как Бог имеет власть оставлять грехи по молитвам Своей Пречистой Матери и святых, а не Сам независимо?» И без молитв других имеет власть, конечно один Он имеет власть; но чтобы почтить высокие добродетели святых, особенно Своей Пречистой Матери, которые суть Его друзья, до последних сил угождавшие Ему в земней жизни; Он принимает их молитвенные предстательства о нас, недостойных, о нас, которые часто должны заградить уста свои по причине великих и частых своих грехопадений. Вспомните Моисея, предстательствовавшего за народ еврейский и исходатайствовавшего ему жизнь у прогневанного Господа. Кто не скажет, что и без Моисея мог бы Господь пощадить народ Свой, но тогда Господь был бы так сказать, неправосуден, даровав им, недостойным жизни – жизнь, тогда как Сам же определил их умертвить. А когда стал предстательствовать Моисей – человек праведный, кроткий и смиренный – тогда взоры правосудного Бога успокоились на праведнике, на его любви к Богу и к народу своему, и ради его заслуг Господь помиловал недостойных, ради праведного – неправедных. Так и ныне, по молитве Своей Пречистой Матери, Он милует нас, которые сами по себе за великие и частые грехи и беззакония недостойны были бы Его милости». Иными словами, это воздаяние от Господа по заслугам святых: «Святые исполняли слово Господа; Господь исполняет их слово; они сделали для Него – Он для них. Вот почему Господь исполняет скоро молитвы святых за нас»[2].

Таким рассуждением святой праведный Иоанн Кронштадтский указывает на то, что молитвы святых и Пресвятой Богородицы имеют силу ХОДАТАЙСТВА. «Ни одного святого мы не почитаем за Бога, ни одному святому не молимся, как Богу, а только просим молитв его за себя»[3].  Поэтому в молитве перед иконами святых главным призывом являются слова «молите Бога о нас». И следует, по словам святого праведного Иоанна Кронштадтского всегда помнить, что «Господь принимает ходатайства святых за грешных людей, когда грехи этих последних не превышают меры долготерпения Божия»[4].

Только перед образами Святой Троицы, Господа Иисуса Христа и Богородицы могут звучать такие слова, как «спаси» и «помилуй».

***

Известно, что многие 3–4-х летние дети вдруг начинают играть и общаться с выдуманными, несуществующими друзьями. Детские психологи объясняют этот феномен потребностью ребенка в надежном друге, которому можно было бы не только все рассказать, но и в случае необходимости оказаться под его надежной защитой. В этой ситуации взрослые (кровные или крестные родители, близкие родственники) могут объяснить ребенку, что такую защиту – настоящую и не сказочную – ему может дать его небесный Покровитель. При этом важно познакомить его с иконой, а более правильно – подарить ему образ Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы или святого, чье имя носит ребенок. Надо научить ребенка через икону говорить со своим святым Покровителем, научить видеть не просто живописное изображение, а небесный образ истинного, живого помощника, готового помочь ему в трудных жизненных ситуациях. Тогда в будущем человеку одного мимолетного взгляда на икону будет достаточно, чтобы все доброе в его душе поднималось как воспоминание, как опыт, как знание. В этом смысле икона – прекрасная возможность для духовного воспитания, а также для усиления связи между родителями и детьми, детьми и Богом.


[1] Иоанн Дамаскин, преп. Третье защитительное слово против порицающих святые иконы. XXV.

[2] Святой праведный Иоанн Кронштадтский, св. прав. В мире молитвы. IX. О молитве святым. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ioannkr/prayerworld/10.html.

[3] Там же.

[4] Там же.