Русская Православная Церковь, Московская митрополия
Коломенская епархия
3-й Коломенский благочиннический округ
Русская Православная Церковь, Московская митрополия
Коломенская епархия
3-й Коломенский благочиннический округ
Священник Александр Сирин
«Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца: ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения. Пост – самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель детства. <…> Дети, как цветущие растения, да орошаются водой поста».
(святитель Василий Великий Беседа 2. О посте 2-я)
Однажды перед Великим постом к священнику подошла старенькая бабушка с вопросом:
— Батюшка, как мне поститься?
— Откажись от скоромной пищи.
— Да я уж отказалась. Мясо давно не ем, молоко не пью, да яйца я не люблю.
— А что ты любишь?
— Кофе очень люблю.
— Вот его-то и не пей!
Очень показательный и поучительный случай.
Пост – это не просто воздержание от пищи животного происхождения. Он имеет, прежде всего, духовный смысл. Иисус Христос перед тем, как выйти на проповедь, постился в пустыне сорок дней и возвратился «в силе духа», преодолев три искушения, которыми пытался искусить Его дьявол (Лк. 4, 1-14). Также мы помним слова Христа: «…сей же род (т.е. бесы, нечистый дух) изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17,21). В дни поста главная цель христианина – очищение от грехов и пагубных помыслов, укрепление в вере и духовное самосовершенствование. А ограничения в пище выступают лишь как вспомогательное средство для этого. Поэтому без усиленной духовной работы любое воздержание в еде утрачивает всякий смысл.
С другой стороны, надо понимать, что пост – это наша маленькая жертва, приносимая Господу в благодарность за Его спасительные страдания на Кресте. Никто не требует от нас, чтобы была пролита кровь, но пот в борьбе с искушениями и грехами должен быть пролит обязательно. Поэтому, выстраивая свой пост, необходимо стремиться воздерживаться не только от скоромной пищи, но и от тех яств, которые особенно доставляют нам удовольствие, даже если они и не животного происхождения.
Однако, накладывая на себя и своих домочадцев строгие постовые ограничения, не нужно забывать и об этих словах Господа нашего Иисуса Христа: «…вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые» (Лк.11,46). Порой взрослым бывает сложно объективно оценить соразмерность своих требований к детям в том, что касается религиозных вопросов. А организм ребенка и его психика весьма хрупки, они только формируются, и чрезмерные ограничения в еде могут привести как к потере здоровья, так и к унынию и охлаждению в вере. Поэтому очень важно не переусердствовать. В таких случаях стоит, наверное, руководствоваться принципом «не навреди» и не пренебрегать возможностью получить советы у священника. Итак:
1. Детям-дошкольникам сложно понять смысл и цель поста из-за своего малого возраста и отсутствия житейского опыта. Как правило, дети постятся из естественного желания быть похожими на родителей, из любви к маме и папе. Пост в этом возрасте воспринимается ребенком как естественный семейный уклад, как одна из традиций. А традиции не оцениваются и не обсуждаются. Им просто следуют, ими живут.
2. Когда ребенок подрастает, приучение его к посту должно идти с соблюдением двух правил.
Во-первых, пост должен быть добровольным, и усилия самого ребенка – осознанными. Верующий отец или верующая мать должны подготовить детей к посту, объяснить цель и значение ограничений, почитать примеры из Евангелия, рассказать о подвигах святых подвижников. Только в этом случае пост будет способствовать формированию ребенка как христианина.
Во-вторых, приучать поститься надо постепенно, начиная от того уровня духовного развития, на котором подросток находится.
3. Родителям важно помнить, что никакие воспитательные меры, ни какие объяснения и увещевания не дадут желаемого результата, если перед глазами детей не будет достойного примера взрослых. Пост – это элемент общей жизни семьи во Христе, и успех воспитания ребенка как христианина связан с тем, как сами родители живут во Христе. Дети замечают не только то, как меняется рацион на семейном столе. Они видят, как родители на время поста ограничивают свое время у телевизора, отказываются от каких-то вредных привычек или каких-либо увеселений, как становится более сдержанным тон их разговора, как усиливается молитва, учащаются посещения храма. Если взрослые постятся искренне, без тени формализма или фарисейства, то их пример будет более убедительным.
4. Поскольку в глазах младших детей пост всегда является привилегией взрослых, то есть тем делом, до которого им нужно еще дорасти, то благословление родителей поститься дает ребенку ощущение его приближения к взрослой жизни. Это, безусловно, придает энтузиазма, но, увы, ненадолго. Необходимо объяснить ребенку, что вхождение во взрослую жизнь налагает на него определенную ответственность, рассказать о трудностях и искушениях, с которыми он может столкнуться во время поста. Не нужно оставлять его с ними один на один, важно дать понять, что в любой момент он сможет найти поддержку и понимание близких. Но, в то же время, необходимо строго следить за тем, чтобы ребенок не впадал в крайности — не кичился перед другими тем, что он постится, или не строил из себя мученика и страдальца, рассчитывая на жалость или похвалу. В этих случаях нужно твердо сказать ему, что пост — дело тайное, сокровенное, и постится он, прежде всего, для себя и для Бога.
5. Даже члены одной семьи не могут поститься одинаково: каждый постится в условиях его собственной жизни, то есть в зависимости от состояния здоровья, от интенсивности труда и тяжести физической нагрузки и т.д. И если кто-то из родителей по своему неразумию заставляет детей поститься по строгому афонскому уставу и буквально морит их голодом, или понуждает часами вычитывать долгие и пока непонятные молитвы, то это все не в радость и может очень сильно навредить как духовному состоянию юных подвижников, так и их физическому здоровью.
Маленькие дети, которые еще не исповедуются, в большинстве своем крайне нуждаются в молочной, а иногда и в мясной пище. Их желание съесть творог или желток часто обусловлено не прихотью, а насущной потребностью организма. Поэтому нагружать малышей серьезными постными дисциплинами в период их активного роста и развития бывает, наверное, даже опасно. Потому ограничения в пище у малышей должны быть самым незначительным, то есть нести лишь отдельные элементы поста.
Старшим детям следует помочь самим сформулировать те постовые ограничения, которые им посильны. И если кому-либо из детей требуются отступления от правил поста, то их стоит заранее с ним обговорить и, желательно, в присутствии священника, чтобы получить благословение на это. В таком случае ребенку будут понятны рамки, в которых он может действовать, и он не будет чувствовать себя нарушителем. Со временем, видя, как взрослые добровольно отказываются от привычных и любимых блюд, ребенок научится ограничивать себя сам, поскольку это также является элементом взрослой жизни, к которой он так стремится.
6. И, наконец, если ребенку могут быть противопоказаны какие-либо ограничения в пище, то почти все дети могут в пост не есть конфеты, не смотреть развлекательные программы по телевизору, не играть в компьютер, ограничить пользование Интернетом. Для школьника это будет настоящим усилием. А чтобы время поста при этом не стало слишком тягостным, все эти привычные занятия следует заменить на другие — например, регулярно навещать больных или одиноких родственников, чаще ходить в храм, готовить квартиру или дом к Пасхе. Кроме того, детям нужно стараться меньше ссориться друг с другом, капризничать, осуждать, гневаться – все это тоже отличное ограничение, посильное каждому ребенку.
Взрослые должны помогать своим чадам уверенно проходить этот сложный и очень важный период в жизни каждого христианина. Обязательно следует принимать к вниманию индивидуальные и возрастные особенности ребенка и не накладывать на него непосильные ограничения, «бремена неудобоносимые», иначе возможен выраженный «откат» от веры в подростковом периоде. Если все делать совместно и с любовью, то все лишения покажутся детям не такими уж и тяжелыми, и откроется возможность острее и ярче пережить радость Пасхи или Рождества.