Русская Православная Церковь, Московская митрополия
Коломенская епархия
3-й Коломенский благочиннический округ
Русская Православная Церковь, Московская митрополия
Коломенская епархия
3-й Коломенский благочиннический округ
Священник Александр Сирин.
Маленький ребёнок в силу своего несовершенного возраста не может самостоятельно оценивать себя и свои действия. Как правило, он ждёт реакцию взрослых. И от того, насколько родители внимательны к малышу, насколько чутко они реагируют на его естественную потребность в заботе и любви, зависит формирование его самооценки и, отчасти, его дальнейшая судьба.
Уверенность в себе, самостоятельность, стремление к самосовершенствованию, а также инфантильность, инертность, безответственность – все эти черты характера закладываются у человека в раннем детстве под влиянием взрослых и сохраняются практически всю жизнь, определяя её успешность. Именно от взрослых зависит, будет ли ребёнок считать себя умным, умелым, талантливым человеком или же, наоборот, никчемным, бездарным неудачником.
Процесс формирования личности ребёнка в семье идет незаметно, изо дня в день. Самыми распространёнными методами воспитания выступают поощрение и наказание. Родителям от Бога дана власть наказывать и миловать всецело зависимое от них дитя. И на их плечах лежит величайшая ответственность и пред лицом Господа, и перед будущим собственного чада. Что же главное для родителей в таком случае? Прежде всего, чувство меры: и поощрение, и наказание, употребляемые без меры и чрезмерно, могут оказаться пагубными как для ребёнка, так и для самих родителей, ибо «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить»(Мф. 7,2).
Для начала можно рассмотреть примеры несоблюдения меры при поощрении, выраженном в виде похвалы. Многие педагоги рекомендуют хвалить младенцев до двух лет за каждый случай проявления инициативы, даже если результат оказался не совсем удачным. Хотел сам поесть и испачкал кашей всё вокруг; хотел сам помыть руки и до локтей намочил рукава – всё равно молодец. Но по мере взросления оценка действий малыша со стороны взрослых должна становиться всё более дифференцированной. Начиная с двухлетнего возраста, родители должны хвалить ребёнка не столько за его стремление к самостоятельности, сколько за умелость и старательность: помог маме убрать какие-то вещи – молодец; сам налил в стакан молоко и не пролил — молодец; надел правильно ботиночки – тоже молодец. В этот период жизни малыш должен не только осознавать свои ошибки, но и неизменно стремиться к их исправлению. После достижения ребёнком возраста четырех-пяти лет взрослым, скорее всего, необходимо прекратить выражать свое восхищение по поводу каждого его действия. Причина в том, что малыш привыкает постоянно слышать восторженные возгласы вокруг себя, и в будущем это неизбежно приведёт к целому ряду нежелательных последствий. В частности, он будет ожидать такой же неумеренный восторг в отношении себя и от других людей. Стоит ли говорить, какое разочарование он испытает, столкнувшись с более трезвой оценкой посторонних. Кроме того, похвала без меры может привести к тому, что ребёнок постепенно перестанет на неё реагировать, и у него исчезнет стимул к самосовершенствованию и достижению новых целей. «А зачем? Ведь я уже и так самый лучший!» И, наконец, завышенная самооценка может способствовать формированию у ребёнка таких негативных черт характера, как самовлюбленность, надменность, тщеславие, нетерпимость к критике, снобизм, а в отдельных случаях даже склонность к демонстративному и экзальтированному поведению, направленному на привлечение внимания к собственной персоне любой ценой.
Чтобы этого не случилось, важно следовать правилам, предлагаемым многими педагогами и детскими психологами:
Есть ещё один нюанс. Необходимо разговаривать со своими детьми, вникать в их проблемы и заботы, участвовать в их играх и делах. Дети должны постоянно чувствовать, что родители присутствуют в их мире. Именно такое присутствие повышает самооценку каждого ребёнка, дает понять, что его любят и он заслуживает внимание и время взрослого человека. В ином случае ребёнок может прийти к выводу, что его действия сами по себе не являются целью, а служат всего лишь способом заработать похвалу.