Русская Православная Церковь, Московская митрополия
Коломенская епархия
3-й Коломенский благочиннический округ
Русская Православная Церковь, Московская митрополия
Коломенская епархия
3-й Коломенский благочиннический округ
Священник Александр Сирин
Неоднократно приходилось слышать замечания современных родителей о том, что в последние годы и десятилетия время стало проходить значительно быстрее, чем раньше. И если в годы нашего детства все изменения в жизни были достаточно предсказуемы и поддавались некоему планированию, то сейчас мы стараемся успеть за изменениями, а не они за нами.
В первую очередь это касается наших детей и тех, подчас неожиданных для родителей изменений, происходящих с ними.
Наши дети очень быстро меняются вместе с окружающим их миром, и задача родителей не только предвидеть эти изменения, но и духовно подготовить к ним детей, особенно в ключевые моменты их жизни, когда она меняется кардинально.
Одним из таких ключевых моментов в жизни ребенка является начало учебы в школе. И родителям важно как можно мягче и безболезненней подготовить ребенка к этому серьезному изменению в его жизни, особенно психологически.
Перед первоклашкой сразу встают несколько проблем, в которых родители должны помочь ему. Это даже не проблемы различной подготовки к школьным предметам. С этим родители в общей массе справляются. Это – проблемы душевного и поведенческого плана.
Первая проблема – самостоятельность ребенка. Не секрет, что в условиях домашнего воспитания родители нередко неосознанно лишают ребенка возможности принимать самостоятельные решения, своей иногда чрезмерной опекой и старанием защитить от бытовых трудностей. Ребенок порой может к 7 годам писать и читать, но быть не способным завязать шнурок, правильно сложить ранец, или портфель, или переодеться для урока физкультуры. Учителя с удовольствием и вследствие своего профессионального долга объяснят ребенку непонятую ему задачу, или правило, но из-за большой загруженности не всегда помогут ему в решении простых бытовых проблем.
Вторая проблема – адаптация ребенка в большом коллективе. Безусловно, и в домашних условиях ребенок общается и играет с другими детишками, как у себя дома, так и во дворе. Но в школе он будет проводить большую часть своей жизни в постоянном большом коллективе, и должен будет руководствоваться совсем другими правилами. Ситуация для ребенка почти стрессовая и требующая от него постоянной сосредоточенности и внимания. В школе никто не будет водить ребенка за ручку, заботиться о нем в мелочах и терпеливо объяснять, что ребенку нужно делать в любой нестандартной для него ситуации. Кроме того, вокруг ребенка будут другие дети с различными характерами, которые иногда будут вести себя по-детски жестоко к «неудачникам», в чем-то отличающихся от принятых в коллективе правил.
Готовы ли наши дети к этим проблемам?
Как ни странно, но дети, прошедшие детские садики, как правило, оказываются более подготовленными к подобным психологическим проблемам, чем дети, воспитанные в домашних условиях. Это не хорошо, и не плохо. Это – так.
Поэтому перед родителями стоит очень серьезная задача – максимально тактично, щадя самолюбие ребенка, терпеливо объяснять детям правила поведения в коллективе и тщательно разбирать любую нестандартную для ребенка ситуацию.
Необходимо вселить в ребенка уверенность, поддержать его, подстраховать, причем делать это в максимально тактичной форме, так как психика и внутренняя уверенность ребенка уже была подвергнута травме в школьном коллективе. Если эти проблемы не увидеть вовремя и не принять меры, ребенок может замкнуться в себе, «уйти в себя», стать рассеянным, невнимательным, угрюмым, а в некоторых случаях даже и мстительным по отношению к другим детям. А нужно сделать так, чтобы дети в своих одноклассниках видели не соперников и врагов, а друзей и товарищей.
Иначе, по мнению известного православного педагога Татьяны Шишовой, ребенок для себя может найти иной, виртуальный мир, в котором у него, в отличие от реального, будет все, что ему недостает в жизни. В этом случае знания, навыки и общение, которые ему прививаются в школьном коллективе, станут ему менее интересны выдуманных виртуальных ценностей и мира, где у него все хорошо и он – герой. Первыми признаками подобного «нездоровья» ребенка станут его рассеянность, замкнутость, «считание ворон» на уроках, избегания совместных игр и общения со своими одноклассниками, что грозит в дальнейшем перерасти в более серьезные недуги, такие, как школьный невроз.
Как избежать подобного?
Некоторые родители видят выход в тотальной опеки над детьми, над каждым их шагом и каждой их мыслью. Но это не совсем правильно. Ребенок и так в школе находится в стрессовой ситуации, мечтая побыстрее выйти из нее хотя бы дома. А тут родители со своими поучениями и тотальным контролем. Для ребенка подобная гиперопека – дополнительный стресс, от которого он может озлобиться и эмоционально «уйти» даже от своих родителей.
Кроме того, подобная гиперопека может окончательно убедить ребенка в своей некой ущербности, несамостоятельности и породить всевозможные страхи. Вместо того, чтобы оградить ребенка от опасностей, такие родители еще более подвергнут им маленькое неокрепшее существо, лишат его в дальнейшем инициативы и подавят его волю.
Поэтому работа родителей в подготовке ребенка к жизни в коллективе должна быть системной, очень корректной, щадящей самолюбие ребенка в правильном смысле этого слова и укрепляющей эмоциональную связь с родителями.
Подобные психологические задачи во многом могут решаться в хороших детских садиках и в подготовительных группах. Воспитатели там должны готовить детей не только к изучению школьных предметов и получению новых знаний, но и к жизни в коллективе, развивать в них самостоятельность, коммуникабельность, способность брать ответственность на себя, взаимодействовать и находить общий язык с другими детьми, воспитывают характер ребенка. Опытный педагог всегда подскажет родителям, в каком направлении нужно еще поработать с ребенком, какие качества ему привить. Сочетание домашнего, семейного воспитания с дошкольным профессиональным поможет лучше подготовить ребенка к школьной жизни, воспитать в нем нужные качества и индивидуальный характер.
В домашних же условиях необходимо воспитывать в ребенке ответственность, понимание им своих прав и обязанностей в семье и коллективе, умения брать инициативу на себя. Нужно найти необходимую грань между пониманием ребенка своих прав и обязанностей. Любой перегиб в любую сторону может развить в ребенке с одной стороны своеволие и капризность, с другой лишить ребенка радостей детства. Тонкая эмоциональная и психологическая грань – успех воспитания цельного и здорового ребенка.
Одним из действенных методов воспитания ребенка и подготовки его к грядущим испытаниям является игра. Можно попробовать смоделировать будущие жизненные обстоятельства, которые предстоит пройти детям, придумать на каждый случай игру, и в процессе этих игр подготовить ребенка и взрастить в нем будущие поведенческие модели, которые ему предстоит пройти в ближайшем будущем. Ребенок столкнется с этими новыми для себя ситуациями уже подготовленным, они не поставят перед ним непреодолимых проблем, что облегчит ему их восприятие, и он преодолеет их с легкостью. Будь то детский садик, подготовительная группа, или школа.
В дальнейшем этот метод можно перенести и на школьные домашние задания и уроки. Принцип игры, освоенный ребенком ранее, поможет превратить «скучные» домашние уроки в увлекательное занятие, в котором ребенок сам с удовольствием будет решать поставленные перед ним задачи. Нужно постараться, чтобы ребенок обращался к родителям только в случае действительно неразрешимого для него случая, а в остальном решал все сам, но под родительским ненавязчивым и корректным контролем.
Ну и наградой, венцом такого труда для ребенка должны стать отдых и любимые предметы, которые он мечтал получить. Такая заслуженная награда будет вдвойне приятна для ребенка.
Бог в помощь вам и вашим ребятишкам, дорогие родители.