Роль отца в православной семье

Священник Александр Сирин

С сожалением можно отметить, что в настоящее время взаимоотношения между родителями и детьми настолько из­вращены, что это приводит к утрате пони­мания того, кто такой отец и каковы его прямые обязанности в семье. С одной стороны, общество в погоне за равноправием между мужчинами и женщинами совершенно нивелировало образ отца – он утратил былой авторитет и уважение, при этом его роль во многих семьях сведена если не к нулю, то, по крайней мере, к минимуму функций. С другой стороны, лишившись своей патриархальной высоты и недоступности, отец при этом не стал духовно и эмоционально ближе к детям, не стал больше проводить с ними времени, общаться, учить, воспитывать. Не так уж и мало семей, где отец вообще ведет себя будто он «чужой среди своих».

Так что же такое хороший отец, каково его истинное предназначение?

Помочь разобраться в этом сложном вопросе нам может только христианское понимание этой проблемы.

Раскрывая замысел Бога о семье — Малой Церкви, — Апостол Павел призывает мужа служить своей семье так же, как Христос служит Церкви. Мы можем сказать, что, уподобляясь Христу, отец являет собой образ Отца Небесного, как Иисус Христос, предав Себя за Церковь, явил миру Отчую любовь к человеку. Более того, каж­дый отец в определенном смысле представ­ляет в своем лице Бога: не случайно пред­стоятель Церкви именуется патриархом, или папой (в Римской Церкви), что ближе к нашему восприятию слова «отец». Патри­архом в древние времена назывался и прао­тец рода, отсюда — патриархат. Функции отца в семье совсем не обязательно связаны с кровным отцовством. Отцом по сути, а не по крови, может быть отчим, дед, дядя (у множества народов), старший брат, старший друг, воспитатель.

В мужчинах всегда ценились и ценятся до сих пор такие качества, как верность, стойкость, доброта и бла­городство в сочетании с мужеством, умение прощать обидчиков, ум и бескорыстие, готов­ность прийти на помощь другим, выносливость, неприхотливость в быту, трудолюбие, хозяйственность и в то же время наличие высших, духовных интересов. Еще одна характерная черта отца — это немногословие, молчаливость. Служение отца не требует большого количества слов. Здесь каждое дело, каждый жест говорят сами за себя. Разумеется, отец не должен быть этаким бу­кой, которым пугают малых детишек. Когда ребенок боится отца до дрожи в коленках, в этом нет ничего хорошего. Однако сейчас, чаще встречается другая крайность: отец ведет себя чересчур снисходительно, и ребенок его ни в грош не ставит. Практичес­ки в каждой семье возникают ситуации, ког­да удержать подростка от опрометчивого шага можно только силой родительского — в пер­вую очередь отцовского — авторитета. Поэтому побаиваться отца ребенок, наверное, должен. При самых теплых, дружеских, доверительных отношениях, к которым, безус­ловно, стоит стремиться, нужно, чтобы ребе­нок боялся отцовской грозы. Гроза же долж­на быть справедливой и разражаться не по пустякам, а только в крайних, критических случаях. Иначе она станет привычной. Ребенку необходимо понимать, что на него, если он ведет себя плохо, есть управа. И луч­ше, если это родной, близкий человек, кото­рый наказывает любя. Ведь раньше или поз­же, но управа все равно найдется. Только она будет далеко не такой милостивой.

Итак, если мы попытаемся описать образ настоящего отца простыми сло­вами, то он будет выглядеть примерно так: это сильный духом, принципиальный, исполняющий свое слово и в поощрении и в наказании. Дети таких отцов уверены, что если папа сказал, значит, так и будет.

К папе можно сесть на колени и рассказывать всё. Его будут интересовать проблемы малень­кого ребенка, как свои собственные. Он будет с ним говорить, он будет ему совето­вать, — для ребенка же папа — совсем не отсталый, не из «прошлого поколения», когда еще не было компьютеров, — он очень актуально и насущно решает повседневные школьные проблемы, непростые отношения со сверстниками. Хотя он не знает совре­менных терминов и молодежного сленга, но папа «вполне продвинутый», он всегда может посоветовать, что нужно в конкретной ситуации. Никогда не прогонит, но и не даст спуску, если ребенок виновен. Вот это самое здоровое представление об отце. И когда ребенок такого папы приходит к Богу и ему говорят: «Бог — Отец», то Бог стано­вится близок и понятен; когда Бог касается его, этот человек может сказать: «Бог меня любит так же, как любил папа. Ему близки мои проблемы». Если этот человек, может быть, уже не имеет земного отца, он полу­чает достойнейшую и лучшую замену. Подлинная иерархичность благодатна и исполнена любви и строгости. Ибо у хо­рошего отца всегда есть задача подготовить сына (дочь) к трудностям, скорбям этой жизни. И отец в известном смысле всегда строг. Наказанный и даже обиженный сын всегда знает, что он любим отцом.

При этом очень многое зависит и от матери. Ведь маленький ребенок прислушивается, прежде всего, к мнению своей матери, именно ее от­ношение к папе он перенимает. Мать должна постоянно и во всем поддерживать отца и указы­вать в беседах с ребенком на папины достоинства. При этом очень важно подчеркивать, что это не просто его личные особенности, а ка­чества настоящих мужчин. Тогда у детей по­степенно сформируются представления, кото­рые впоследствии помогут им и в устройстве личной жизни.

Роль отца в жизни ребенка огромна. Особенности влияния отца на детей в основном можно свести к двум переменным: доли его участия в воспитании и степени его авторитарного, «руководящего и направляющего контроля. Христианство говорит нам, какими долж­ны быть отношения между отцом и ребен­ком, являя их через отношения Небесного Отца и вочеловечившегося Сына.

Прежде всего, служение отца в семье заключается в том, что собой и своей жизнью он должен явить ребенку мир, ввести его в общество, пока­зать, каким человеком ему надо стать и к чему стремиться. Мужчина должен отдавать себе отчет, куда, в какую гавань ведет он ко­рабль своей семьи, какой судьбы он добива­ется для него своей жизнью, своими убеж­дениями, своими поступками. И в этой си­туации совершенно не имеет значения, сколько он зарабатывает и какая у него дол­жность.

Безусловно, от мужчины как мужа и отца зависит благосостояние его маленького государ­ства — семьи. И то, как он ей будет управ­лять, насколько он способен, подобно госу­дарю, пожертвовать собой и своими эгоис­тическими интересами ради своей жены и детей, будет зависеть судьба и его и его близких.

Но «не одним хлебом живет человек» (Втор.8, 3). Отец обязан заботиться о духовном возрастании членов своей семьи и отвечает за них перед Богом. Есть статистика: если в семье верующий только отец, а мать — нет, то 80% детей — верующие. А если верующая только мать, то лишь 7% детей вырастают верующими людьми. Каждый муж и отец, хочет он того или нет, даст ответ о том, как прожили свою жизнь его жена и дети. Отец имеет право, данное ему Богом, молиться за свою семью, и Бог слы­шит его молитвы, если он благочестив. Эту отцовскую миссию трудно понять и при­нять неверующему человеку. Но аналоги ей мы найдем в любом обществе и в любой цивилизации. Мужчина как глава семьи всегда чувствовал свою ответственность не только за материальное положение своих детей, но и за тот жизненный путь, кото­рый они выбирают.

Бог и через Новый Завет, и через Ветхий, возлагает ответственность за духовное воспитание и наставление на плечи отцов. Слово «воспитатель» В.И.Даль производит от глагола «воспитывать», то есть заботиться о веще­ственных и нравственных потребностях кого-либо, кормить и одевать до возраста, научать, наставлять, обучать всему, что нужно для жизни. Именно отец является для ребенка воспитателем, когда на долю матери выпадает пестование — от «песто­вать» — нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, растить, холить.

В то же время многие мужчины уверены, что уход за ребенком — не мужская работа. Это неправильное представление. Можно быть нежным отцом и настоящим мужчиной одновременно. Известно, что духовная близость и дружеские отношения между отцом и детьми оказывают благотворное влияние на характер ребенка и на всю его последующую жизнь. Поэтому лучше, если мужчина с самого начала постарается стать настоящим отцом, постигая это сложное искусство вместе с женой. Если же в первые два года отец предоставит все заботы о ребенке жене, она навсегда останется главной во всех вопросах, касающихся ребенка. Поэтому одним из важнейших условий, обеспечивающих влияние отца на ребенка, их будущую взаимную привязанность и доверие, является как можно более раннее начало их общения.

Одно из главных чувств, необходимых, чтобы у ребенка сформировалась здоровая психика, это чувство защищенности. В младенчестве его создает, в основном, мать. Затем, когда ребе­нок начинает осваивать окружающий мир и осознает, что в мире много опасностей, с ко­торыми женщине не справиться, в роли глав­ного защитника начинает выступать отец. Маленькие мальчики недаром любят хвалить­ся друг перед другом именно отцовской силой: она как бы придает сил и им самим, увеличи­вая их значимость в глазах окружающих. Поэтому надо всячески поддерживать и ук­реплять в малыше уверенность в том, что па­па — самая главная опора, самая главная защита вашей семьи.

Отец обя­зан вопреки мнению окружающих совершать то, о чем подсказывает ему со­весть, даже если его решение мо­жет показаться окружающим «непопулярным». Отец обязан защищать свою семью от растления агрессии, которые сегодня выдаются за норму жизни.

Отец обязан определить для своей семьи все правила, организующие быт. Например, в какое время семья будет собираться вместе; до какого часа можно де­тям и отсутствовать; какие развлечения до­пустимы, а какие необходимо исключить; сколько ребенок может смотреть телевизор, какие это будут программы; в какую школу устроить ребенка и т.д. К сожалению, в на­шей стране эти вопросы принято возлагать на женщин.

Развитие ребенка  немыслимо без подражания. Это основа основ. То, от чего при всем желании никуда не уйти. А кому обычно подражают дети? В первую очередь, естественно, родителям. Для ребенка родители — всегда идеал. И, лишая сына или дочь этого идеала, мы грубо нарушаем их психическое развитие, выбиваем почву у них из-под ног. Детям са­мой природой предназначено в дошкольном и младшем школьном возрасте (да на самом деле и позже, несмотря на все их противопоставление себя родителям!) равнять­ся на отца и мать. Отношения между отцом и матерью имеют большое значение для развития, как мальчика, так и девочки. Ребенок, взрослея, наблюдает развитие этих отношений, и они становятся для него моделью, образцом отношений между Мужчиной и Женщиной вообще. Ребенок видит, какими способами и в чью пользу разрешаются конфликты, какие качества (грубость, хитрость, нежность, забота) чаще всего проявляются и больше всего ценятся. Ребенок предвидит здесь свою будущую роль, получает «сценарий» для построения своих собственных отношений в будущем. И понадобятся большие усилия, большой опыт и многочисленные разочарования, чтобы разрушить этот сценарий, чтобы понять, что жить можно и по-другому, что есть иные, более теплые, более гуманные отношения, чем были в твоей семье.

И, наконец, весьма важно и то, насколько прочными ощущают дети семейные связи. Это ощущение особенно важно для девочки: если она чувствует, что отец относится к ней хорошо, а отношения между отцом и матерью холодные, то к ее любви к отцу примешивается чувство вины, как будто она переманивает отца на свою сторону, мешает матери. Это беспочвенное ощущение своей вины перед матерью, конечно, крайне негативно влияет на самочувствие дочери, и на этой почве могут формироваться невротические реакции.

Итак, в воспитании — отец главный. Отец — это тот, кто выводит ребенка в мир, прививает ему нравственное отношение к миру, учит его труду, помогает освоить различные ору­дия человеческой деятельности: от рогат­ки и велосипеда — до компьютера и авто­мобиля. На отце лежит помощь ребенку в выборе учебы и профессии, друзей и увле­чений. И эту миссию воспитания отец не вправе переложить ни на плечи жены, ни, тем более, на государство.

Священник Александр Сирин